Страницы

пятница, 10 мая 2013 г.

Искусство беседовать с заказчиком


Известный художник-иллюстратор  Фаворский (родоначальник московской щколы графиков), когда делал иллюстрации к книгам, пририсовывал в уголке маленькую зелёную собачку. Когда редактор начинал возмущаться, к чему, дескать, собачка, тот с пеной у рта  доказывал  необходимость  собачки  на рисунке. В конце концов здравый смысл побеждал  и   собачку  с картинки убирали  и  успокоенный редактор отдавал рисунок в печать. Ну,  художника и спрашивают: зачем, мол, ты эту гадость  рисуешь,  а он отвечает: "А если бы не было  собачки , так он бы к чему-нибудь еще придрался".
(Из анекдотов о художниках) 

На самом деле, на своём опыте убедилась, но далеко не всегда метод "собачки в углу" работает. Как и ваши разумные доводы не всегда слушает и слышит заказчик. А что делать, если вашу работу принимает так называемый "комитет"? К примеру, если вы делаете работу для крупной фирмы, где конечное решение о бренде или о фирменном стиле, принимает не один человек, а несколько, собравшись, дискутируя и споря, указывая вам, где вам что дорисовать, какой цвет использовать и какой шрифт выбрать? Как быть в таком случае?
Да, я понимаю, что сейчас вам итак не плохо. Но двигаться вперёд должен любой уважающий себя дизайнер. И рано или поздно вы столкнётесь если не с такими, то с подобными сложностями.
Итак: 


1. Задавайте как можно больше вопросов
Встречаясь или списываясь с клиентом, старайтесь задать как можно больше вопросов относительно вашей будущей работы. Помня о том, что "большинство людей не знают, чего хотят - они только знают, что то, что они имеют - это не то, что они хотят", старайтесь узнать - есть ли у вашего заказчика видение того, как его заказ должен выглядеть? Бывает так, что заказчик заранее знает, что ему нужно, но молчит и хочет посмотреть на то, что предложите вы и в таком случае - редко когда первоначально принятое решение меняется. А вы потратите время и силы даром.
Если вы беседуете не с самим заказчиком, а с контактным лицом - старайтесь наладить сотрудничество - объясните, что вы бы хотели представить свои разработки  на презентации всем, кто заинтересован в нём.  Сотрудничайте, ставьте себя на место контактного лица, говорите, что вы хотите сделать как можно легче и проще процесс принятия решения и как специалист, именно вы сможете обосновать свои доводы и ответить на все вопросы по эскизам.
2. Приходится работать через посредника? Наладьте контакт
Бывает так, что вам приходится работать не с самим заказчиком, а с посредником. Если избежать этого невозможно, то постарайтесь провести репетицию вашего выступления с посредником. Поставьте себя на место заказчика - какие бы вопросы он задал вам? Спросите посредника - каков ваш заказчик и по каким параметрам он оценивает работу.
Задайте вопрос о вашем возможном участии дважды - в начале и конце разговора с посредником. Скажите, что это - правило уважения и хорошего тона, когда дизайнер сам представляет свои работы, отвечает на вопросы и принимает пожелания заказчика. Человеческая психика создана таким образом, что ответив первый раз на вашу просьбу: "нет", после небольшой репетиции и объяснения деталей и причины вашего участия - ответ на вопрос будет уже ближе к "да". Не спорьте и не ругайтесь - всегда стоит поддерживать доброжелательные, понимающие отношения. Но и не допускайте фамильярности. Деловое общение всегда должно оставаться деловым.
3. Инициатива и контроль должны быть в ваших руках
Это правило верно не только в дизайне. Чтобы добиться нужного вам успеха - всегда нужно проявлять инициативу и вести встречу от начала и до конца.
Напомните вашим заказчиком, о чём вы договаривались n-е время назад. В чём были задачи вашей работы и выгода конечного продукта для компании. Помним - краткость -сестра таланта. Не затягивайте процесс.
Объясняя ваши эскизы, представляя их на суд слушателей - не нужно рассказывать, как вы их делали. Боже упаси. Объясните значение вашей работы и почему она нужна и выгодна компании. Когда вам станут задавать вопросы - объясняйте и не бойтесь - в вашей сфере -  вы должны быть как рыба в воде. У меня был заказчик, который очень любил трепать нервы бесконечными придирками к цвету, шрифтам, форме - ко всему, что нужно и не нужно. Я проводила долгие часы, исправляя и переделывая свои наработки под его вкус. Именно так появились многие работы. за которые мне теперь стыдно, а заказчик считал, что ему приходится работать за меня, потому как я "ничерта не знаю, как надо".
Не позволяйте дискуссии повернуться в эту сторону. Объясните, что если им что-то не нравится в дизайне - нужно сказать прямо, а не советовать, что и как вам нужно делать. Если позволяет возможность - расскажите анекдот или смешную историю, а затем, когда атмосфера будет разряжена - узнайте, почему не устраивает что-то: цвет, потому что компания должна ассоциироваться с доверием, стабильностью, уютом?
Если во время беседы завязался спор - постарайтесь восстановить равновесие, объединив пожелания всех спорящих. Если с вами начинают спорить - не упирайтесь - попробуйте выслушать, выдержать паузу, согласиться и затем, опираясь на ваши знания, объяснить, почему нельзя сделать так как хочет спорящий, или принять к сведению и предложить вариант, который устроит спорящего и вас. Поймите - даже если вы не так давно работаете в сфере дизайна, вы всё-равно знаете больше, чем ваш заказчик. И обращаясь к вам, он изначально уважает вас и ваши знания. Используйте это в своих интересах, не забывая о вежливости и нормах приличия.
4. Обещайте меньше, делайте больше
Когда совещание окончено и решение принято, вы добились (или не добились - у КАЖДОГО дизайнера бывает и такое, даже у самого успешного) - у вас остаётся последнее: сроки , за которые нужно выполнить дизайн. Просите времени больше, чем вам нужно. Всегда лучше успеть и закончить дизайн раньше, порадовав заказчика вашей скоростью, чем доделывать что-то в последний момент, или опоздать по срокам. 
5. Уважайте вашего заказчика, его замечания и его время
Перечисленное выше - не значит, что вы должны тупо, как баран стоять на своём. Иногда свежий взгляд открывает новые грани и прежде чем доказывать правильность и важность вашего дизайна - постарайтесь прислушаться к заказчику и понять, что им руководит и возможно, вы поймёте и увидите то, чего раньше не замечали. Такие ситуации также многому учат и через какое-то время, снова взглянув на свой дизайн, вы можете с удивлением согласиться, что заказчик был прав.
Есть хорошие стихи Пушкина:
Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбоченясь, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво...
А эта грудь не слишком ли нага?»...
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не выше сапога!»

Это не нужно произносить вслух. Но поймите для себя не только комичность и поучительность истории, но и то, что художник обувь по совету сапожника всё же исправил.
Желаю вам успешных переговоров с заказчиками и нового интересного опыта переговоров.





Комментариев нет:

Отправить комментарий